Духовный смысл войны

Cмысл войны для простого человека

Психологические принципы выживания

Основываясь на собственном опыте помощи людям в различных тяжелых кризисных ситуациях, для начала кратко сформулирую закономерность выживания в кризисных ситуациях, которые в полной мере применимы и к ситуации современной войны.

1. Физическое выживание (или не выживание) человека в кризисной ситуации в значительной мере определяется состоянием его психики. То есть тем, насколько ему удалось преодолеть депрессивные и панические состояния и вернуть себе ровное, спокойное состояние духа.

2. В свою очередь, состояние психики человека определяется тем, в какой степени ему удалось выработать структурированное и верное представление о ситуации, в которую он попал. (Чем более повреждена психика, тем более ложные и противоречивые мысли и взгляды владеют человеком.)

3. Далее, человек способен правильными волевыми и мыслительными усилиями структурировать информацию и приобретать более верный взгляд на ситуацию, тем самым восстанавливать здоровое психическое состояние (кроме уже запущенных случаев).

4. В конечном счете, при правильной работе над собой, любой кризис играет конструктивную роль в жизни человека. То есть, помимо очевидных в первые моменты кризиса потерь, в итоге может быть обнаружена и очень значительная польза, большие приобретения.

Цель данной статьи — помочь вам выжить, сохранить себя в этой войне через более осознанное, трезвое и структурированное представление о происходящем. Если наш пункт 4 верен, и мы можем извлечь для себя пользу из происходящих драматических событий, мы должны сделать получение этой пользы одной из своих целей в данный период жизни. Не потому, что мы эгоисты, не любим свою Родину и семью, раз в такое время думаем о себе. А потому, что следование конструктивным, достижимым целям способствует здоровому и эффективному функционированию нашей психики, что является необходимым условием нашей возможности помочь кому бы то ни было, в том числе Родине и семье.

 

Шаг 1. Преодоление хаоса

Любая война производит впечатление хаоса. Даже односторонние действия любого государства в таких масштабах неизбежно связаны с ошибками в боевых действиях и снабжении, глупостью, предательством, воровством и несчастными случаями. А когда в противоборстве сталкиваются две и более таких силы, каждая из которых стремится разрушить планы противника, неразбериха многократно возрастает. И еще в десятки раз усиливается ощущение хаоса в результате ведения противниками информационной войны, за счет противоречивых сведений, слухов и паники.

Первый шаг к обеспечению своей безопасности и безопасности своих близких — преодолеть инфантильное представление о том, что мы ничего не можем изменить. Наша первая задача — взять на себя ответственность за свое душевное состояние. Не «новости волнуют, убивают меня», а «я нарушаю свое спокойствие, убиваю себя, добровольно окунаясь в пучину новостей и слухов». Не «враг приводит меня в смятение», а «я позволяю себе тревожиться, порой до паники, из-за того, что плохо управляю своим поведением и мыслями».

Такая точка зрения — точка зрения взрослого, самостоятельного, ответственного человека (если вы никогда таким человеком не были, то пора становиться) — единственно возможная основа для дальнейших конструктивных шагов в этой трудной ситуации. Если от меня зависит мое состояние, значит, я обязан, как член своей семьи и гражданин своей Родины, позаботиться о своем душевном здоровье и предпринять необходимые шаги к его (здоровья) защите или восстановлению.

Я должен выработать свою собственную линию движения и следовать ей, перестав считать себя щепкой на волнах истории. Даже если моя внешняя жизнь полностью определяется другими людьми (например, меня мобилизовали или рана приковала к инвалидному креслу), моя внутренняя жизнь в моей власти, а она важнее.

Каждый из нас, маленьких песчинок этой большой войны, должен вести свою собственную войну со своими страхами и слабостями, а для этого стать своим собственным полководцем.

Собственно, об этом и речь в этой статье — не о смысле войны, каким его видят руководители противоборствующих сторон и тайные подстрекатели. А о смысле той маленькой личной войны, которую каждый из нас ведет во время большой. Война за свою личность и тело, война за свою семью и Родину — эту маленькую войну каждый из нас может выиграть или проиграть независимо от поражения или победы нашей стороны конфликта. Но выигрыш каждого из нас, конечно, содействует и победе Родины.

В мирное время большинству людей даже не хочется думать о таком слове — «героизм». Теперь, скорее всего, не получится по-прежнему «хомячить» в свою норку и думать только о материальных приобретениях и чувственных наслаждениях. Война призывает нас к тому, чтобы каждый стал маленьким героем. Не ради почестей и наград. А ради чего?

 

Шаг 2. Ложные цели

Самый простой ответ на вопрос о смысле моего участия в войне очевиден — «чтобы уничтожить врага».

Этому ответу есть множество сознательных и подсознательных обоснований. Враг видится источником страданий моих соплеменников. Враг — причина моих страхов и тревог. Да, в конце концов, враг разрушил или поставил под угрозу мое материальное благополучие! Разве за все это он не должен быть жестоко наказан?!

Тут вспоминается перл одного юмориста: «Всех бы этих фулюганов поубивать. Вот хорошая жизнь бы настала. Выйдешь вечером из дома — хорошо, ни одного хулигана... Кругом одни убийцы». Подобное «убийственное» настроение у тыловых, «диванных» вояк нынешней войны отметил публицист Сергей Худиев: «Вообще "убьем всех гадов и заживем, наконец, в братской любви" — это постоянно воспроизводящийся паттерн».

Дело даже не в том, что мы не можем пулей, бомбой или ракетой убить зло. Мы можем убить только человека, который мало отличается от нас — он незначительно лучше или хуже меня. Зло не персонифицировано, во всяком случае в чистом виде носителями зла являются не люди, а духи зла, которые бессмертны. Люди в той или иной степени могут подчиняться духам зла. Но, на самом деле, людей, которые по-настоящему черны, не так много, и в армии противника их не больше, чем везде... Дело в том, по каким мотивам мы хотим убивать.

Убийца от воина отличается тем, что убийца убивает по своему желанию, а воин — по приказу главнокомандующего своей армии (через иерархию командиров).

Эта разница далеко не формальная, она имеет огромное значение! Воин, убивая, делает это не для удовлетворения каких-то своих страхов, слабостей, страстей. Более того, он может делать это даже вопреки своему сочувствию к врагам. То есть в нем могут бороться между собой два противоречивых чувства, оба из которых добрые, — человеколюбие (видящее и во враге человека) и чувство долга (смирение перед приказом командира). Поэтому его совесть может выйти из такого испытания относительно чистой.

А убийца убивает добровольно, в подсознательной надежде избавиться от мучающих его страстей — страха, ненависти, эгоизма и прочих. Поэтому он несет совсем другую ответственность перед своей совестью и Богом за совершенное!

Последнее относится и к «диванным» убийцам тоже. Ведь наша злоба, пожелание врагам смерти — это уже почти убийство. Один из православных старцев во время Великой Отечественной и после нее просил приходящих к нему на исповедь каяться и в грехе убийства — потому что люди радовались смерти врагов и тем самым отчасти (по мнению этого старца) брали на себя грех убийства. А грех убийства тяжко омрачает нашу душу и, на самом деле, никак не решает наших проблем.

Этот соблазн — увидеть проблему в ком-то другом и на него возложить всю ответственность за наши страдания — мы встречаем в любой кризисной ситуации. Развод — виноват второй супруг. Смерть близкого — виноват ушедший или образ самой смерти (как персонифицированное живое существо). Тяготы войны — виноваты, конечно, враги, от их лидера до малого ребенка.

Это тоже инфантильность — неумение нести ответственность за происходящее с нами, нежелание думать и критически смотреть на себя. Но позиция инфантильности, как уже говорилось, не способствует разрешению проблем, а только их усугубляет. Желание врагам смерти и тем более желание убивать их самому нисколько не уменьшают наших страхов и тревог, а только еще больше омрачают наше состояние и погружают нас в еще большие страхи.

Момент вынужденной смертельной схватки с врагом редко оставляет время для рассуждений и духовных вопросов: тут нужно просто действовать, война есть война. Но в остальное время, и тем более, если мы далеки от мест боевых действий, мы должны думать и разбираться в том, кто наш враг и в чем наша подлинная цель.

 

Шаг 3. Подлинная цель нашей войны

В глобальном масштабе цель войны для той стороны, к которой мы себя относим, может быть разной — оборонительной, освободительной, обусловленной финансово. Для каждого из нас подлинная цель всего одна — остаться человеком или стать им, стать совершеннее.

«Как страшно не иметь тепла,
Сочувствия, прощенья...
Чтобы душа ожить смогла
Нужны ей потрясенья».

Кризис — такое время, когда наши взгляды и наше привычное поведение проходят проверку на подлинность и устойчивость. Только здоровое психологическое состояние и трезвое мировоззрение позволяют нам сохранять мир души в любых испытаниях. Психологические проблемы и ошибки в мировоззрении делают нас уязвимыми. Если я считаю себя человеком добрым, честным, хранящим собственное достоинство — останусь ли я таким же, когда моему физическому благополучию, а может, и самой моей жизни будет грозить очевидная, реальная опасность? В каком направлении и до какой степени я буду готов приспосабливаться к новым условиям? Струшу, предам или совершу свой маленький, никому не заметный, никем не оцененный подвиг?

Возможность самопознания — ценнейшая сторона любого кризиса. Первое, что проявляет в нас война, — наши психологические несовершенства. Выше мы уже говорили о том, как проявляется в этих событиях наша инфантильность. Жалость к себе и эгоизм обнаружатся в виде предательства и подлости. Хроническое чувство вины будет обвинять нас во многих событиях этой войны и толкать на ошибочные поступки. Ставшая в мирное время привычным фоном тревога может дойти до панического страха. Привычная депрессия может вырасти до отчаяния.

Но в то же время, если есть в человеке некое зерно добра, то этот толчок, который дает нам всем война, может заставить человека встряхнуться, опомниться, задуматься, и занять более активную позицию по отношению к себе и своей жизни, заняться преображением себя.

Второй стороной нашей личности, которую может помочь исцелить война, является мировоззрение. Основа мировоззрения — наше понимание смысла жизни, ее цели. В любом деле результат зависит от поставленной цели. В том числе и в таком великом деле как человеческая жизнь. От того, какую цель жизни мы ставим, зависит и наше внутреннее состояние (мир и волнение, радость и уныние) и то, как мы влияем на окружающий мир, как себя чувствуют рядом с нами другие люди, и конечный итог нашего жизненного пути — смерть и то, что после нее.

Поскольку через собственный опыт ответа на вопрос, есть ли что-то после смерти и если есть — что именно, при жизни получить невозможно, тема смысла жизни связана с темой веры. Вера дополняет то, чего нельзя познать из опыта.

Но если бы вера была предметом, полностью оторванным от всей остальной деятельности человека, никак не влияла бы на нашу жизнь, то она никому не была бы нужна, давно отмерла бы как отмирают неиспользуемые органы, согласно гипотезе эволюции. Поэтому справедливость той или иной веры, того или иного мировоззрения можно оценить по их плодам.

Симптомом ложного мировоззрения является то, что жить с ним больно и уныло. Уныло жить большинству людей в США, Европе, Украине и России уже давно, депрессию признали болезнью нашего времени. Больно бывало многим в моменты личных кризисов, то есть иногда. Но этого оказалось недостаточно. Теперь больно будет почти всем...

Нынешний нарыв на теле человечества хорошо вызрел. Большинством населения стран — участников войны — утрачено само представление о добре и зле. Безудержный блуд, аборты, сожительства, гадания и привороты, культ чувственных наслаждений и карьеры, половые извращения стали нормой. Утрачено понятие о том, что такое мужчина, женщина, семья. Духовной жизнью большинство считает походы в театр, музеи и чтение художественной литературы (зачастую второсортной). А главное, почти все забыли, в чем цель и смысл человеческой жизни. Право людей пребывать в своих ложных мировоззрениях охраняется с помощью искусственно созданного культа «толерантности».

Принцип благополучного переживания любого кризиса заключается в том, чтобы понять, чему жизнь (или Бог, кто как смотрит на вещи) хочет научить меня через этот кризис, и добровольно начать этому учиться. Так, например, через расставания и разводы многие из нас совершенствуют свое отношение к себе и к другим людям. Если мы учимся добровольно, боль уменьшается, мы обретаем покой и радость.

Кризис войны непосредственно угрожает жизни людей и таким образом ставит перед нами вопрос о ценности нашей жизни. Сделали ли мы то, ради чего пришли в этот мир и готовы ли уйти? Если нам тревожно и страшно, значит, нет — не сделали. То есть, война перед многими людьми ставит вопрос о смысле человеческой жизни.

Некоторым людям само существование войн кажется противоречащим вере в Бога. Одно из возражений против религиозного взгляда на жизнь звучит так: «Разве могли бы существовать войны, если бы был Бог?»

Ответ на это возражение: «Конечно, да!» Именно потому, что Бог любит людей и сознает, в отличие от задающих этот вопрос, огромное, космическое значение каждого человека. Человека как бессмертного существа, способного к творчеству, а главное — к творческому преображению самого себя, к обретению богоподобия.

Поэтому с точки зрения Бога трагична не физическая смерть человека (ведь рано или поздно душа с телом разлучится все равно), а превращение людей в свиней, живущих чисто материальной жизнью и использующих свой творческий дар только на приобретение тех или иных временных благ (денег, имущества, отношений, ощущений). Именно такая «жизнь» на самом деле является смертью, смертью нашей души. А смерть, освобождающая душу подлинно живущего человека от земных тягот, трагична только для живущих.

А вот если бы Бога и человеческой души не существовало — тогда любое свинство было бы нормальным, и войны не имели бы никакого оправдания.

При религиозном взгляде на мир войны не бессмысленны. Духовный смысл войны — не наказать людей за предательство ими своего божественного достоинства, а вернуть нам это самое достоинство.

Поэтому наша главная задача в плане структурирования своего взгляда на ситуацию — прислушаться к тому, что нам говорит война о наших психологических проблемах, о качестве нашей жизни и нашем мировоззрении. Мне кажется, что мне страшно, потому что враг зол и безжалостен? На самом деле, я боюсь смерти потому, что я плохо жил до сих пор. Ведь страх смерти — признак нераскаянных согрешений...

Таким образом, нужно переносить свое внимание с внешнего (на которое мы повлиять не можем) на внутреннее (которое, при правильном подходе, в нашей власти) и смотреть, что в нашей жизни выдерживает проверку смертью, а что нет. Какие наши дела, с точки зрения смерти, бессмысленны, непрочны? Какие имеют смысл, простирающийся в вечность?

Не нужно бояться правды: пока мы живы, все можно исправить. Но чтобы исправить, нужно признаться самому себе, что во мне не так. И даже если окажется, что я за всю жизнь не сделал ни одного дела, которое имеет смысл в свете смерти, нужно честно признать это. Это открытие будет началом новой, осмысленной жизни.

Православные святые говорили, что мы и одного дня не можем прожить как следует, если не будем считать этот день последним днем своей жизни. Подтверждение этих слов любой может увидеть у многих тяжелобольных людей — с какой силой, радостью и чистотой они живут.

Война приближает нас к этому состоянию. Многим людям она угрожает смертью, остальным — разрушением сложившегося образа жизни, построений и планов. Хорошо бы увидеть за этими страшными событиями милосердие любящего Бога к нам и осознать, почему и ради меня пришла эта война и как мне следует изменить свою жизнь в связи тем, что я понял сейчас.

Из многого, что сказано мудрыми людьми о смысле тяжких бедствий, приведем слова игумена Никона (Воробьева) (1894-1963): «Бог есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому. Вот почему все случающееся с человеком скорбное или радостное попускается для блага нашего, хотя мы и не всегда понимаем это, лучше же сказать никогда этого не видим и не понимаем. Только Всевидец Господь знает, что нам необходимо для стяжания вечной блаженной жизни».

Смысл этого разговора, конечно, не в том, что нужно предоставить все внешние усилия другим, а самому (или самой) сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании. Внешние усилия, конечно, неизбежны в такой ситуации как война, полной трудов и тягот. Но человек многомерен, и его внутреннее содержание и внутренние усилия так же важны, как и внешние. Незаметным образом они влияют и на наши внешние поступки и более того — могут изменять и внешние обстоятельства, в которые мы попадаем. Поэтому следует придавать своей работе над осмыслением происходящего должное значение, и действовать в этом плане осознанно и целенаправленно, стараясь не поддаваться злу, которое владеет многими вокруг и пытается овладеть и нами.

© GroznieDni.ru




( 17 голосов: 4.12 из 5 )

10729


Дмитрий Семеник

Дмитрий Семеник

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущая беседа

Следующая беседа  



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Зачем это все надо? (Александр Ильменский, священник УПЦ МП)
Смысл жизни. Выбираем вместе (начало) (Психолог Михаил Хасьминский, Ольга Покалюхина)
Смысл жизни. Выбираем вместе (окончание) (Психолог Михаил Хасьминский, Ольга Покалюхина)
Война учит благодарности (Ольга)

Самое важное

Чем помочь Родине
Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Кризисный психолог Михаил Хасьминский

Как правильно оказывать помощь беженцам?

«Не волнуйтесь!», «Все будет хорошо!» говорим мы, нам кажется, что мы внушаем беженцам оптимизм, даем надежду. Мы не понимаем, что горюющий человек воспринимает это по-другому. Во-первых, он не видит ничего хорошего, а во-вторых не стремится к этому. Ему неважно, что будет потом, он еще не смирился со своей трагедией, она – как свежая рана. Кризисный психолог Михаил Хасьминский вернулся из командировки в Ростов-на-Дону, где он обучал специалистов работе с людьми, пострадавшими от военных действий на Украине. Он проводил семинар «Овладение навыками оказания психологической и духовной помощи людям, переживающим посттравматическое стрессовое расстройство». В зале военно-клинического госпиталя Южного военного округа были врачи, сестры милосердия и психологи.


Помочь нам
Вечная память

© «Грозные дни». 2014. Группа сайтов «Пережить.Ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.grozniedni.ru
Администрация - info(собака)grozniedni.ru. Разработка сайта: zimovka.ru
Настоящий сайт может содержать материалы 18+