Как заработать

В любой профессии можно заработать

Финансовый крах в нашей жизни может быть обусловлен банкротством бизнеса или просто потерей работы. При этом еще могут иметься кредиты. Когда человек оказывается в этой ситуации, он зачастую ощущает себя в безвыходном положении. Мы пытаемся понять, почему такое происходит с нами и что делать, чтобы найти выход.

– У этой ситуации может быть несколько причин. Одна из них – неумение ставить цели. Если у человека нет значительных, долговременных планов, то он сегодня живет так же, как вчера, и так день за днем.

Если человек старше двадцати пяти живет в таком режиме более пяти лет, запускается механизм старения. Человек может ощущать, что он начинает «тупеть», теряет профессиональную хватку; это неизбежно становится заметным для других людей. А всё потому, что человеку просто не к чему стремиться. Целей может и должно быть несколько: это и бизнес, карьерный рост, и образование, и духовные ценности, и прежде всего, семья как союз близких людей.

Приведу вам такой пример. У молодого человека стояла цель – получить высшее образование. Студент был великолепный: активный, спортивный. Прекрасно себя чувствовал. Но он окончил вуз, получил диплом, началась взрослая жизнь – и пошли скитания по медицинским центрам…

А почему? Нет цели! Не увидел, куда дальше идти. Так у спортсменов бывает – как только уходят из спорта, начинаются проблемы со здоровьем. Вот и в личной жизни так: очень часто молодые женщины, которые ставят себе цель заполучить мужа, добившись его, внезапно обнаруживают, что они больны, несчастны… Это тоже своего рода кризис. Подобные переживания могут возникать и под влиянием внешних обстоятельств, но есть и внутренние причины.

Человек несколько раз в жизни меняется. Вот почему говорят о первичных и остальных способностях, которые раскрываются в определенной последовательности. Наши первичные способности всегда направлены на то, что мы можем делать в рамках каких-то организаций. Вторичные наши способности, возраст проявления которых – 35-40 лет, – это то, за что мы можем взять ответственность на себя. Третичные способности связаны с тем, что в нашем организме созревает возможность воспринимать политические направления, осознавать политику как нечто единое с собственной жизнью. Эти способности могут проявляться как в рамках малой организации, так и на международном уровне. Просыпаются дипломатические качества к 55 годам. А четверичные способности связаны с общественным служением.

Способности раскрываются сами. Человек постоянно изменяется, даже не хочет этого. Вы ставите цель и идете к ней, а потом понимаете, что вы изменились, и эта цель для вас уже становится мелкой, не первичной. Вот тогда и наступает момент, когда не видно, ради чего жить.

– То есть, может быть, что вот этот кризис, скажем, потери работы или бизнеса, как раз ради того и послан, чтобы мы пересмотрели свои цели? Чтобы мы их определили для себя, если их не было, либо пересмотрели, если они уже устарели?

– Возможно. Все вообще кризисы происходят для нашего блага, а не против нас.

Очень часто бывает так, что человек работает там, где ему противопоказано трудиться по состоянию здоровья, и к 40 годам обнаруживается, что он уже не может работать в этой отрасли, потому что имеет множество профзаболеваний, угрожающих его жизни. И в 40 лет такой человек сталкивается с необходимостью кардинально поменять сферу деятельности. Но если он имеет несколько целей, а не одну, то есть, имеется еще семейная, личностная, духовная цель, то когда одна на какой-то момент отпадает, другие вытаскивают человека из пропасти. На основе их он снова выстраивает свои долговременные планы. Поэтому периодически стоит задумываться, хотя бы раз в три года пересматривать, поменялись ли цели, и каковы они.

– Вот распространенная ситуация. У обоих родителей одна из приоритетных целей – обеспечить нормальную жизнь своим детям. Но внезапно они теряют источник дохода, и эту цель не могу реализовать. Но они же не могут от этой цели отказаться, они хотят, чтобы их ребенок мог хорошо есть и одеваться. Как быть в такой ситуации?

– Во-первых, с ребенком всегда можно поговорить и объяснить, что временно обстоятельства изменились, поэтому нужно помогать друг другу. Начиная с 3-4 лет, детям уже можно всё это объяснить. Если это семья, период испытаний, материальных трудностей, только поспособствует сплочению.

Во-вторых, нужно не бегать, не суетиться, а разумно посмотреть на ситуацию. Нужно оценить, какими вы навыками владеете, каким образованием обладаете, что вообще востребовано на рынке труда на данном этапе и куда вы можете приложить свои способности. И не нужно бояться учиться; вполне возможно, что придется переквалифицироваться, но это совсем не страшно.

– Вы говорили о том, что в зависимости от возраста способности человека меняются. Вы можете привести примеры из жизни, чтобы проиллюстрировать эту теорию?

– Одна женщина, фармацевт по образованию, работала по специальности, в закрытых аптеках. В 34 года ей поставили диагноз, при котором она не может заниматься этим видом деятельности. На тот момент у нее было трое детей. И ей в 34 года пришлось принципиально изменить свою профессию. Она начала осваивать кадровый менеджмент, работу с персоналом и сейчас достигла довольно-таки приличных успехов. В начале работа была малооплачиваемой, но она пошла учиться у хорошего кадровика, и сейчас у нее высокооплачиваемая работа.

– В соответствии с той теорией, о которой вы говорили, она была расположена к этой работе?

– Да, была, в число ее способностей входили, в том числе, и навыки работы с людьми. Как раз-таки медицина ей была изначально противопоказана, но случилось так, что она пошла работать в эту сферу.

– То есть, в принципе, она благодаря этому кризису нашла себя?

– Именно так, она нашла себя, свою работу.

Есть еще одна женщина, которая занималась программированием, попала под сокращение в связи с возрастом – 47 лет. Для программистов это такой возраст, когда многие предприниматели стараются от них «избавиться». Эта женщина создала свою организацию, сейчас занимается пошивом головных уборов. Благодаря своим способностям она смогла очень хорошо организовать людей и добиться успеха в своем деле.

– А программистом она была на своем месте?

– На своем месте, но кроме программирования, у нее были и другие способности.

– Они было изначально или развились позднее?

– Они появились как вторичные. Но благодаря знаниям в области программирования в своем бизнесе она организовала великолепную систему логистики, полностью автоматизированные продажи, интересную систему по работе с клиентами и заказами.

– И зарабатывать стала больше, чем когда работала программистом?

– Намного больше! Кроме того, как она выразилась, у нее появилось время «для себя любимой».

Все в жизни дается не просто так. Поэтому если такая ситуация возникла, нужно стараться смотреть на нее не как на вред, а как на благо.

– Если у человека долги по кредиту и нет работы, ему очень трудно поверить, что эта ситуация – для его блага.

– Я понимаю, ситуация с банками, с неплатежами, может быть сложной. Но опять-таки, это не конец, можно всегда воспользоваться разными финансовыми схемами. Те же самые банки не нацелены на то, чтобы вас «задушить». Для того чтобы расплатиться с кредитом, есть много разных вариантов. Обычно банки сами их предлагают. Например, увеличить рассрочку, изменить сумму платежа в месяц. Банки заинтересованы в том, чтобы получить деньги, а не в том, чтобы погубить вас. Тем более, если у вас прописаны дети, на вашей стороне выступает очень много организаций, которые отстаивают ваши интересы.

Здесь мы сталкиваемся с таким аспектом, как правовая неграмотность. Люди часто не знают своих прав, не осведомлены, что у них есть много возможностей, в том числе, обратиться за помощью в соответствующие учреждения. Совет такой: в первую очередь, если вы оказались в сложной ситуации, можно зайти в Интернет, посмотреть, какие у вас есть права, что вас защищает, какие варианты финансовый консультант может предложить для выхода из создавшегося положения.

– Мало кто знает и о том, что в такой ситуации можно обратиться не только к за финансовой консультацией, но и продиагностироваться у специального психолога. Бывало ли такое в вашей практике, чтобы человек приходил к вам, потеряв всё, с вопросом: «Все рухнуло. Хочу начать жить сначала, чем мне теперь заниматься?» – и ваша психодиагностика ему помогала наладить свою жизнь?

– Были случаи. Например, человек занимался спортом, он видел себя только в спорте. В связи с заболеванием позвоночника он не может выполнять даже тренерскую работу. Диагностика показала, что у него много других возможностей и, в первую очередь, способности к работе с детьми. Он переквалифицировался и пошел работать в детский сад. В детском саду воспитатель-мужчина, и, между прочим, очень интересный мужчина, 32 года.

– И как всё сложилось?

– Нормально, его хорошо восприняли. Параллельно он пошел обучаться заочно, так как требуется специфическое образование. Вначале он работал няней, а потом перешел на должность воспитателя. Сейчас он работает в частном детском саду, довольно-таки счастлив. То есть, человек на своем месте.

– Беда, мне кажется, в том, что для многих хороша только та работа, где много платят. Поэтому многие люди занимаются не своим делом.

– Это очередной миф. Нет ни одной профессии, где вам гарантированно будут много платить. И нет ни одной профессии, где вы гарантированно будете получать мало. Всё зависит от вашего профессионализма и от того, насколько грамотным специалистом вы себя покажете. В любой профессии, если вы этим занимаетесь, можно заработать. Считается, что юрист, финансист, банкир – это высокооплачиваемые должности. Однако если у вас нет к этому данных, вы можете заниматься этим, но вы не будете иметь дохода.

– В то же время мы знаем многих людей, которые успешны, зарабатывают деньги, но они несчастны. Они занимаются не своим делом?

– Или не своим делом, или у человека много способностей. Есть люди, которые не могут всё время заниматься чем-то одним. Понимаете, здесь опять-таки существует миф, что человек должен стать профессионалом в одной области. Но есть люди, их немного, процентов 30 от населения, которые просто не могут заниматься одним делом. Допустим, у человека педагогика стоит высоко, но в то же время, высока и экономика! Раз эти параметры одинаково высоки, ему нужно заниматься обоими направлениями.

– Расскажите, что это за параметры.

– Способности, наклонности, видение, чутье. Что значит «есть способности»? Это значит, что человек не только может освоить какой-то вид деятельности, но и обладает, как говорят, профессиональным чутьем. Оно есть у каждого, но у всех в разных отраслях. Возможно, человеку нужно заниматься и тем, и тем, потому что к этому его призывают способности.

Но это не единственный фактор. Есть также такие параметры у человека, как дисциплина и трудолюбие – замечательные качества. Дисциплина – это умение работать по плану, трудолюбие – это способность работать по мотивации. Если у человека оба параметра врожденно высокие, это несчастный человек. Почему? Потому что он ясно понимает, что «надо» делать, а душа просит другого занятия. Он бросает свое дело, кидается туда. Но долг-то для него паче жизни, и он снова возвращается. И попытка усидеть на двух стульях разной величины заканчивается тем, что нет успеха ни там, ни там, а внутри осадок – дескать, я и тут много сделал, и тут, а ничего не добился.

Такое метание и у детей бывает, и у взрослых. В такой ситуации нужно просто приказным порядком разделить время пополам, написать себе расписание так, чтобы половину времени заниматься тем, что хочется, а другую – тем, что должен. Когда сознание будет побуждать заняться чем-то посторонним, можно просто сказать себе: «Я займусь этим после 16.00». И все, для мозга этого достаточно, если расписание выполняется.

Есть еще такой момент. Все родители мечтают иметь гениального ребенка, но когда в действительности ребенок появляется с очень высокими характеристиками, с большими задатками, зачастую родители жалуются, что им много нужно в него вкладывать. И не столько деньгами, сколько душой, интеллектуально. Требуется постоянно развивать его, а стоит остановиться, высокие параметры очень сильно «откидывают» ребенка назад. То есть, если у человека средние способности, и он не позанимался, у него этот «откат назад» будет небольшой. А если данные высокие, то его далеко отбросит. Не зря говорят, что гений и безумец стоят рядом. На самом деле, эта грань еще тоньше, чем кажется.

– Понятно, крахи случаются в жизни каждого человека. Но не все реагируют так болезненно, как люди, приходящие на сайт для самоубийц. Какой именно человек так трагично воспринимает ситуацию разорения?

– Тот, кто чувствует себя одиноким. Даже в своей семье человек чувствует себя одиноким, если в ней нет поддержки, понимания, если он живет в семье из чувства долга. Долг приходит тогда, когда заканчивается любовь. А если мы делаем что-то по любви, мы понимаем, что нас поймут, нас примут, поддержат, даже если мы не принесли доход в семью. Если я сегодня плох, меня все равно примут таким, потому что я люблю, и меня любят. А чувство долга чаще всего и приводит к самоубийству. Логика рассуждения примерно такова: я не принесу денег, я не выполню свой долг, значит, я не нужен.

А когда есть чувство любви, то можно дать семье другое. Не могу я заработать деньги, не могу, допустим, одеть семью в магазинные вещи, но я могу научиться шить и одеть родных тем, что я сошью, перешью из старого, куплю материал. Да, я не могу достаточно принести денег, чтобы купить какие-либо пособия или игрушки, но я могу сесть, не поспать ночь, нарисовать и сделать сам. Я люблю, я все равно добьюсь своей цели.

Есть такой миф, что только мужчина должен обеспечивать семью. Поэтому если случается ситуация, когда по каким-то причинам он не может это делать (заболел, уволили и так далее), мужчина начинает переживать. Но это миф. Да, у мужчины может быть больше способностей, больше возможностей; но у женщины могут быть свои способности в другой сфере, и если оба понимают, что они друг друга поддерживают, что они супруги, то есть вдвоем живут, а не поодиночке, то вполне возможна ситуация, когда три года основной доход в семью приносит муж, а два года – жена. И что в этом такого? Не надо второму сдаваться и опускать руки, ведь есть другие обязанности в семье. Если один приносит доход, значит, ты берешь на себя другую долю. Если у тебя выходит эта часть, значит, второй человек берет на себя другие обязанности с тем, чтобы совокупный объем распределялся между двумя. Если ты перестал приносить доход, а профессия жены более востребована, значит, можно взять на себя обязанности по обучению и воспитанию детей, готовке.

Если ты делаешь что-то из чувства долга, это тяжело. А если ты это делаешь по любви, то все происходит само собой, естественным образом.

Понимаете, мы часто хотим, чтобы нас любили, но не хотим любить сами. А когда любишь, больше приобретаешь, дающий всегда приобретает больше, чем тот, кто берет. Поэтому, когда есть это чувство – любовь к профессии, если ты влюблен в свою профессию, а не по долгу службы обязанности выполняешь, то ты видишь, какие там есть новые направления, где вообще никого нет. Бери – не хочу! Разрабатывай, делай! Но подходить надо не с позиции «где я получу больше денег», а с позиции «чем мне интереснее заниматься». Когда делаешь от души, по любви, то люди к тебе тянутся. Потому что ты можешь это дать.

– В тот момент, когда произошел кризис, время ли мне думать о том, что мне интересно, или важнее думать, где бы поскорее заработать, чтобы решить проблему?

– Время сесть и подумать о себе любимом. Если произошел кризис, значит, вы перестали любить, в первую очередь, самого себя, загнали себя в угол. Себя тоже надо любить. Это не значит быть эгоистом, ни в коем случае. Любить – это и строго к себе относиться. Это значит, как под микроскопом разглядывать свои проблемы и знать, что нужно преодолеть, что надо изменить. Надо говорить: я себя люблю, я не хочу быть таким, как вчера. Я хочу измениться в этом, а вовсе не жалеть себя и холить, чтобы все вокруг меня прыгали и баловали. Это не то, это не любовь, это как раз эгоизм. Любовь действенна, она имеет и критический взгляд.

– Вы говорили о том, что у человека могут быть разные способности. Расскажите в двух словах, что лежит в основе способности быть бизнесменом?

– Так просто не бывает, что есть способность быть бизнесменом или наемным работником. Вот, часто спрашивают: «А могу я заниматься творческими профессиями?» Творчество – это, прежде всего, способность использовать свой ресурс памяти. Так вот, если человек использует свой ресурс памяти на 50 %, это хороший работник, если на 85 %, он может быть ведущим работником, а если на 90 % – он может управлять, у него скорости мышления хватает всё оценить, вспомнить. Он пользуется своими способностями, он пользуется собой. Если же у человека этот показатель 95 % и выше, он может творить. То есть, что такое творчество? Это умение видеть необычное в обычном, подойти нестандартно к решению проблемы, рассмотреть ее под разным углом. А для этого нужно воспользоваться ресурсами памяти.

– Было бы понятнее на примерах.

– Расскажу о своем ребенке. У моей дочери случился кризис – серьезный, сложный, трагический, в 4 года. Девочка мечтала заниматься восточными единоборствами, с 2-х лет мы ее отдали в школу олимпийского резерва, ходили на занятия, даже такую маленькую взяли, потому что были способности. В 4 года ей неправильно сделали прививку, и из-за медикаментозного шока она оказалась на какое-то время просто прикована к постели. Все… Подвижный, активный ребенок вынужден по стеночке ходить, лежать в основном. Нельзя прыгать, нельзя бегать. Кризис страшный. Я предложила ей: «Давай с тобой рисовать! Хорошо, ты в соревнованиях не можешь участвовать, а давай мы с тобой пойдем пофотографируем, как твои сверстники достигали этого. То есть, посмотрим с другой стороны – как ты можешь участвовать в этом же процессе, не отставать от жизни. Смотри, ты умница, ты молодец, ты можешь достигнуть других результатов. Да, мы подлечимся, и ты сможешь пойти на свои восточные единоборства, ты еще догонишь и перегонишь своих деток. А сейчас давай начнем рисовать, давай начнем писать, давай начнем что-то изучать. Зато ты у меня будешь много книг знать». То есть, ей другие цели были поставлены.

Мы начали писать сказки, у нее есть очень много своих сказок, стихотворений. Сейчас ей 14 лет, и уже видно, что мы физиологическое отставание через 2-3 года полностью преодолеем, хотя у нас и сосуды были подорваны, и сердечно-сосудистое заболевание стало развиваться – очень много проблем. Она знает, что и в 17 лет она сможет пойти заниматься восточными единоборствами. Да, не будет спортсменом. Зато у нее развита масса других способностей. Она в 14 лет заканчивает 11-й класс; мы не гнали ее специально, просто так пошло, так была подобрана программа. У нас даже, напротив, был облегченный вариант, ей много процедур надо было делать, лежать, заниматься лежа и так далее. Перенапрягать ее нельзя, поэтому работали в мягком режиме, подбирали другие учебники, компьютерные программы и прочее. В итоге у девочки нет комплекса неполноценности. Да, жизнь сложилась не так, как хотелось, а по другому сценарию, но она сложилась, она успешна.

Зачастую человеку не хватает, чтобы с ним поговорили, спросили: «А что ты в принципе еще можешь?» Этот путь закончился, тупик, ты попал в лабиринт жизни. Можно биться головой об стену. А можно развернуться и посмотреть, где рядом есть другие дороги.

Любой лабиринт заканчивается выходом, потому что был вход. А самоубийство не решает этой проблемы. То есть ты признаешь, что ты не способен вообще принимать какие-то решения. А на самом деле ты способный, потому что столько лет до этого ты был успешным! И за столько лет ведь были взлеты, у тебя было признание, было время, когда тебя поздравляли, хвалили. Были моменты успеха, они у каждого есть. Вот эти моменты и надо вспомнить и посмотреть с этих позиций.

Вполне возможно, что последний раз принимали, поздравляли еще в детском саду. Хорошо, а за что? Что ты мог и умел? «Был случай, когда человек говорил, что стихи хорошо рассказывал, меня все принимали, мне все хлопали, а потом по жизни никогда такого успеха не было». – «Замечательно, стихи рассказывал! Как ты это рассказывал?» – «Вставал на стульчик, начинал декламировать». – «Замечательно, что это значит? Ты работал на публику, ты работал с людьми. Давай посмотрим с этих позиций. Значит, чтобы быть счастливым, тебе нужен кто? Зрители, публика. Где она может быть? Первое, что на ум приходит – театр, но это не обязательно, в жизни зачастую нужно играть еще тоньше, чем в театре. Поэтому, в любом случае, работа или какая-то общественная деятельность должна быть связана с выходом на публику, где есть вот этот «стульчик», где ты можешь показать свои способности. Значит, надо не замыкаться, а, наоборот, пойти туда. Да, может быть, и освистают один-два раза. Но, опять-таки, неудачу можно проанализировать. А могут ведь и не освистать! Если у тебя в детстве все хорошо проходило со стульчиком, на 90 % есть вероятность того, что и здесь пройдет. Потому что это внутри тебя сидит, твоей сильной стороной является».

– Почему для человека важно заниматься тем, к чему он предрасположен?

– Понимаете, в отношении техники мы хорошо знаем, что нельзя компьютером забивать гвозди. Точнее, можно, но компьютеру от этого будет плохо. Что в стиральной машинке, в принципе, можно приготовить сок, но не стоит это делать. То есть мы технику используем по назначению. Если вам кто-то предложит, допустим, сушить обувь в микроволновой печи, то вы сами рассмеетесь!

А вот себя мы зачастую используем не по назначению. Очень часто человек работает там, где модно, или этим делом занимались родители, такова была их воля, или есть очень значимый для нас человек, который этим всю жизнь занимался. Эта модель касается не только профессии, но и семейной жизни – так жили мои родители, значит, и я так должен, потому что я очень уважаю своих родителей и устои. Но надо осознать: у вас другая семья и другие принципы, другие отношения, другой способ жизни. Двое соединяются для того, чтобы появилось третье, и все будет другое.

Вы можете продолжать уважать, любить своих родителей или соседей, которые были значимы для Вас, образцом семьи, семейных отношений. Но при этом внутри вашей семьи может быть все по-другому устроено. И это будет хорошо. У Высоцкого есть в песне слова примерно такие: «Не иди моей колеей, протаривай свой путь».

Это самый главный принцип, каждому нужно найти свою колею во всем. Один человек до 40 лет сидит, потом делает карьеру, другой по молодости делает, потом затихает. У каждого свое; кто-то должен переходить на новые направления, а кто-то внутри своей профессии раскрывает новые способности с тем, чтобы уйти вглубь, расшириться. Так и в семье – у вас свой путь. Так и в духовном росте – вы свои книжки читаете, свой набор. Они совпадают, допустим, с теми, что у Пети, у Васи, еще у кого-то, но лишь в какой-то части. Все равно в вашей библиотеке будут те книги, которых у них нет, но они вам дороги.

Поэтому не надо к другому человеку относиться как к самому себе. Нужно понять, что он другой, а я такой – у меня вот это хорошо получается, вот это плохо получается; вот это мне нравится, а вот это я терпеть не могу. И это не плохо и не хорошо, это просто факт.

© Pobedish.ru




( 14 голосов: 4.43 из 5 )

16622


Психолог, экономист Ирина Лосева

Психолог, экономист Ирина Лосева

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущая беседа

Следующая беседа  



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Рецепт финансового здоровья (Дмитрий Семеник)
Ходить по воде, или Как пережить кризис при помощи пшенички (Александр Ткаченко)
Кризис: стать слабым и свободным (Дмитрий Соколов-Митрич)

Самое важное

Чем помочь Родине
Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Кризисный психолог Михаил Хасьминский

Как правильно оказывать помощь беженцам?

«Не волнуйтесь!», «Все будет хорошо!» говорим мы, нам кажется, что мы внушаем беженцам оптимизм, даем надежду. Мы не понимаем, что горюющий человек воспринимает это по-другому. Во-первых, он не видит ничего хорошего, а во-вторых не стремится к этому. Ему неважно, что будет потом, он еще не смирился со своей трагедией, она – как свежая рана. Кризисный психолог Михаил Хасьминский вернулся из командировки в Ростов-на-Дону, где он обучал специалистов работе с людьми, пострадавшими от военных действий на Украине. Он проводил семинар «Овладение навыками оказания психологической и духовной помощи людям, переживающим посттравматическое стрессовое расстройство». В зале военно-клинического госпиталя Южного военного округа были врачи, сестры милосердия и психологи.


Помочь нам
диагностический курс

© «Грозные дни». 2014. Группа сайтов «Пережить.Ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.grozniedni.ru
Администрация - info(собака)grozniedni.ru. Разработка сайта: zimovka.ru
Настоящий сайт может содержать материалы 18+